Копинг тест Лазаруса — поведение в стрессовых ситуациях

Люди по-разному реагируют на стрессовые ситуации, виды их реакций называются копинг-стратегиями или копинг-механизмами. Определить стиль поведения в трудной ситуации помогает копинг-тест Лазаруса.

Опросник был разработан в 1988 году американскими психологами Ричардом Лазарусом и Сьюзан Фолкман. В России позже в тест вносили некоторые изменения психологи Т.Л.Крюкова, Е.В.Куфтяк, Л.И. Вассерман. Методика считается основной для выявления стратегий реагирования в сложных ситуациях.

coping-test

Стратегии поведения в стрессе

Изменяющиеся мысли и действия человека в сложных ситуациях, превышающих его возможности по решению проблемы, представляют собой способ совладания с трудностями.

Разрешение трудной ситуации происходит через следующие действия:

  • преодоление сложностей;
  • уменьшение негативных последствий;
  • уход от проблемы;
  • проживание трудностей, способность их вытерпеть.

Совладание со стрессом происходит через осознанные стратегии. Выбор поведенческих реакций обусловлен характером личности и ситуацией. Индивид или изменяет происходящее, или приспосабливается к событиям.

Нельзя сказать, что одна копинг-стратегия лучше или хуже другой. Эффективность тех или иных действий в разных ситуациях у разных людей будет меняться. Однако есть личности способные лучше адаптироваться к трудностям. Также адаптивность зависит от общества, в котором индивид находится, и от социальной поддержки.

Методика копинг стратегий Лазаруса учитывает 8 типов реагирования в стрессе:

  • конфронтация;
  • дистанцирование;
  • самоконтроль;
  • поиск социальной поддержки;
  • принятие ответственности;
  • избегание;
  • планирование решения проблемы;
  • положительная переоценка.

Конфронтация. Разрешение трудностей в данном случае является несколько агрессивным. Индивид действует без опоры на конечную цель, ярко проявляются негативные эмоциональные реакции. Такому человеку тяжело планировать поведение, предугадать исход ситуации. Также может появляться злость, чрезмерная упертость, создается конфликт. Ключевым элементом такого поведения является не решение проблемы, а снятие психоэмоционального напряжения.

Конфронтация помогает действовать, сдвигать ситуацию с мертвой точки, выражать свою позицию и отстаивать ее. Однако обратной стороной такого реагирования является неразумность, необдуманность действий. Там, где нет осознанности, сложно прийти к эффективному решению проблемы.

Дистанцирование. Решение трудной для психики задачи может производиться через снижение ее важности. Стратегия дистанцирования заключается в попытках человека выключиться из ощущения проблемы, как бы обесценить ее. В таком случае личность обдумывает ситуацию, пытается прояснить ее. Также отмечаются перенос внимания с проблемной точки на что-то другое, шутливость. Проблемы будто не существует или она не так значима, как казалось вначале.

Дистанцирование помогает не перегореть психологически, облегчить эмоциональное состояние. Однако подавление эмоций относительно значимости происходящего может привести к отсутствию решения проблемы как таковой.

Самоконтроль. Данная стратегия предполагает подавление эмоций. Человек старается контролировать свое состояние, выбрать беспристрастно модель поведения, не допускает раздувания чувств и эмоций. При выборе стратегии самоконтроля индивид стремится прятать свои чувства относительно трудностей от других людей. Наблюдается преувеличенный контроль своих действий, закрытость.

Самоконтроль помогает решить проблему наиболее отстраненно, без лишних переживаний. В то же время при таком подходе потребности и желания скрываются, что отрицательно сказывается на удовлетворенности от решения проблемы.

Поиск социальной поддержки. Здесь мысли и действия человека направляются в сторону общества. Человек стремится получить материальную, ментальную и моральную поддержку извне. В стрессе проявляется попытка вызвать сочувствие у окружающих, высказаться, получить рекомендации о том, как поступить.

Получение помощи от других людей способствует разрешению проблемы, и одновременно с этим формирует зависимость от чужой оценки и действий окружающих.

Принятие ответственности. Преимущество данной стратегии заключается в том, что личность признает свое участие в создании сложностей, и понимает свою роль в решении проблемы. Здесь присутствует обдумывание своих действий, поиск личных ошибок, выявление своих отрицательных качеств. Обратной стороной подхода является чрезмерная самокритика, чувство безысходности, недовольство собой и происходящим.

Избегание. Избегающие личности стараются уходить от решения проблемы: отказываются признавать ее существование, заблуждаются, некорректно оценивают происходящее, отвлекаются. Используя такую стратегию, человек как будто не замечает сложности, раздражается, когда ему указывают на нее. Зачастую включается компенсация стресса через переедание, употребление спиртного. Психологи считают избегание не самой эффективной стратегией, но при сильном неожиданном стрессе такая позиция помогает уменьшить внутреннее напряжение.

Главной отрицательной стороной избегания считается ее неэффективность в долгосрочной перспективе. В момент стресса человек сохраняет свое состояние на должном уровне, но сама проблема остается нерешенной.

Планирование решения проблемы. Из названия стратегии ясно, что основным поведенческим механизмом здесь является создание плана по выходу из ситуации. Человек учитывает свой опыт, анализирует возможности и вероятные результаты своих действий. Ученые считают такой вид поведения наиболее логичным, способствующим действительно разобраться с проблемами. Негативной стороной планирования называют отсутствие возможности моментально принять нужное решение, используя интуицию. Гибкость и эмоции при выборе нужных действий уходят на задний план.

Положительная переоценка. Трудная ситуация в данном случае разрешается личностью через смену отношения к ней. Характерно именно позитивное переосмысление, способность воспринимать трудность как очередной этап саморазвития. К минусам стратегии относится возможная неспособность человека видеть иные действенные выходы из сложившейся ситуации.

Проведение копинг-теста

Тест включает в себя 50 позиций, каждая из которых представляет собой описание действия в сложной ситуации. Одна позиция относится к одному из 8 видов поведения. Человеку предлагается представить себя в трудном положении и выбрать по каждой позиции частоту ее использования. Ответам присваивается некоторое количество баллов.

Группировка пунктов теста выглядит следующим образом:

  • Конфронтация — позиции: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
  • Дистанцирование — позиции: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
  • Самоконтроль — позиции: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
  • Поиск социальной поддержки — позиции: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
  • Принятие ответственности — позиции: 5, 19, 22, 42.
  • Избегание — позиции: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
  • Планирование решения проблемы — позиции: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
  • Положительная переоценка — позиции: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

Выявление результатов и их интерпретация

Подсчет и суммирование баллов завершают копинг тест Лазаруса. Интерпретация представляет собой выявление количества баллов по каждой стратегии и анализ результата. Чем больше баллов набрал конкретный стиль поведения, тем чаще тестируемый использует его при возникновении трудностей.

По Крюковой результат вычисляется иначе:

  1. Подсчет баллов по каждой стратегии поведения.
  2. Выявление уровня важности стратегии по формуле: набранное кол-во баллов / максимальный балл (равен 18)*100. Допустим тестируемый набрал 9 баллов, тогда вычисление выглядит так: 9/18 * 100 = 50. Число 50 отражает уровень использования стратегии.
  3. Также возможно определение общего уровня напряженности по общему баллу за тест:
  • 0-6 – слабая напряженность, человек эффективно действует в стрессе;
  • 7-12 – средняя напряженность;
  • 13-18 – высокий уровень напряженности, человек тяжело адаптируется в стрессе.

 

Оцените статью
Свобода от стресса